Дорогие зрители! Спасибо всем за участие в раздаче недостающих сезонов.

Годзилла рекомендует: выбери жизнь

14 мая 2024 г.
Премьера фильма «Годзилла: Минус один»
В начале 2024-го знатоки календаря релизов поздравляли друг друга словами о том, что в год Зеленого дракона сериаломаны наконец получат второй сезон приквела «Игры престолов». В эту красивую символику гармонично встроились и две свежие новинки больших экранов — американский и японский фильмы о Годзилле, как инь и ян уравновешивающие все представления зрителей об ужасающем своей разрушительной мощью кайдзю. И если «Новая империя» Адама Вингарда выиграла бокс-офис, то картина «Годзилла: Минус один», о которой пойдет речь в этом тексте, просто взяла и выиграла эту жизнь. Фильм японского мастера адаптаций манги и аниме Такаси Ямадзаки называют чуть ли не лучшим произведением о Короле монстров. Сам Гарет Эдвардс, режиссер, чья «Годзилла» дала старт голливудскому MonsterVerse, признал, что именно таким и должно быть высказывание о легендарном ящере. Забавный факт: пару месяцев назад «Минус один» увел у его же «Создателя» «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Давайте же разбираться, чем так покорил вернувшийся на родину Годзилла и почему гораздо более простая графика смотрится в фильме-катастрофе выигрышнее всех дорогих наворотов.

Начнем с того, что Ямадзаки выбрал необычный сеттинг, переместив нападение Годзиллы на Токио из 50-х в самый конец Второй мировой войны. По сюжету, летчик-камикадзе Коити Сикисима возвращается на военную базу, симулируя неисправность своего самолета, дабы избежать финальных вылетов в суицидальные миссии. Не слишком типичное для смертника поведение осуждается сослуживцами, но они даже не догадываются, что скоро Коити подведет их снова. Ночью на базу нападает монструозный и неотвратимый, как цунами, ящер и убивает большинство солдат, пока Сикисима просто замирает в нерешительности. Посрамленный Коити возвращается в разрушенный после бомбежки Токио, чтобы обнаружить погибших родителей, косые взгляды соседей и полную безысходность. От кромешной тоски бывшего летчика с ПТСР спасает разве что прибившаяся к нему бродяжка Норико с подобранной девочкой-сироткой. Вскоре жизнь троих одиночеств начинает налаживаться — Сикисима получает работу по обезвреживанию оставленных у берегов Японии мин. Но в одном из таких выходов в океан его судно сталкивается с подросшим из-за радиации и еще более свирепым Годзиллой. И монстр уже направляется на Токио, который только приходит в себя после опустошительной войны…
Годзилла: Минус один
Озвученный трейлер фильма. LostFilm.TV

Не лишним будет сказать, что японцы сняли киноаттракцион в лучших традициях классики вроде «Челюстей». Идеально выверенный по темпу, грамотно смонтированный и увлекающий сценами сражения с неотвратимым, как природное бедствие, Годзиллой, проект дает все то, чего ждешь от подобных блокбастеров. В пику американцам Король монстров здесь перестает умилять: если в недавнем «Монархе» он максимум угрожающе рычал (прямо как нагоняющий на себя важности пес-подросток), а если кого и убивал, так только из-за собственной неповоротливости, то в «Минус один» он — необузданная и не поддающаяся приручению сила. Впрочем, споры о том, кто снимает фильмы об этом поп-культурном феномене лучше — американцы или японцы, можно отложить. Признание азиатов отражено и в приличных сборах (картина при скромном бюджете в 15 миллионов долларов собрала по миру 115), и в премии «Оскар», на церемонии которой счастливая команда проекта щеголяла в модных каблудзиллах.

Но более глубоким и драматичным прочтением образа Годзиллы как метафоры опустошения дело не ограничивается. Такаси Ямадзаки, как и многие его предшественники, ставит в центр повествования людей с их личными трагедиями и не просчитывается. Впервые за долгое время зрителям не хочется призывать на экран левиафана, ради которого все здесь и собрались. «Минус один» обладает таким мощным гуманистическим подтекстом, так больно бьет в современную повестку и так ненавязчиво показывает, что, раскручиваясь, спираль истории задевает любого, кто пренебрегает ее уроками, что следить за этим не менее захватывающе, чем за изобретательным экшеном с крушением городов. Пока Годзилла где-то за кадром подпитывается радиацией и приобретает свое коронное атомное дыхание, нам показывают колоритный срез поколения, травмированного целым рядом неправильных решений свыше. Рефлексия японцев о том, как их страна бросила вызов миру и закономерно проиграла, как низко до недавнего времени ценилась здесь человеческая жизнь, как великая цивилизация чуть не погибла в руинах, складывается в поэтический манифест.

«Минус один» — не просто броское и ребусное название. Подзаголовок отсылает нас к мысли «что если бы и без того разоренная, чуть не погребенная под бременем собственных ошибок и жестокости других государств страна столкнулась бы еще и с кайдзю?». Как ни странно, исход у ленты не дидактический, а вселяющий надежду и умиротворение. Если в начале фильма летчик Сикисима получает осуждение и сам не рад собственной трусости перед лицом самопожертвования, то к финалу, наоборот, никто не поддерживает его стремления взять у смерти реванш. Ямадзаки переосмысляет укоренившиеся страшные национальные убеждения, что единичные герои ничего не значат. «Минус один» — убедительный ответ на вопрос о том, всегда ли и ради чего стоит жертвовать собой. Следом за этими важными размышлениями проходит проработка коллективной травмы и вины выживших, и зритель чувствует достоинство гордых людей перед лицом катастрофы. Фильм становится сеансом коллективной терапии, не теряя при этом в динамичности и зрелищности.

На смену лиричным эпизодам, в которых актеры немного переигрывают, что не сбивает градус драматичности, приходит экшен, отдающий дань уважения аналоговой классике Исиро Хонды. Местный Годзилла так же тяжеловесен и неповоротлив на суше и грациозен в воде, как самый первый экранный монстр. Сцены с погоней за баркасом, с разрушением Гиндзы и с финальным обезвреживанием кайдзю силами физиков чуть наивны, но увлекательны. Они проиграют цветастому карнавалу, что будет продемонстрирован в «Новой империи», где ящер и Конг объединяются против общего врага. Но на фоне буйства пикселей эти все еще шокирующие эпизоды — отрада для глаз. Вы долго не забудете исполинскую голову коварного хищника, которая вот-вот заглотит несчастных моряков. А когда в финале на подмогу главным героям придут десятки обычных траловых судов, вам, возможно, даже повеет «Дюнкерком» — ностальгическая слеза обеспечена.

«Годзилла: Минус один» — тот редкий случай, когда жанровое кино умело объединило в себе и элементы фильма-катастрофы, и головокружительный аттракцион, и драматичный подтекст, и уважение истории. Надлом целого поколения, разочарованного идеологией и ложными принципами, вылился в душеспасительное утверждение жизни, а монстр из мифов стал такой же красивой аллюзией на самую страшную угрозу человечеству, как исполины в «Атаке титанов». Народ, переживший удары ядерных бомб и породивший Годзиллу как рефлексию собственного опасного милитаризма, вновь оставляет осторожное предупреждение всему остальному миру. И в отличие от тотального страха в глазах Киллиана Мёрфи в финале «Оппенгеймера», японцы дарят надежду на счастье для каждого, кто его ищет. А это точно не позволит никому из смотрящих остаться в минусе.

Последние комментарии



Все комментарии (8)
jovanni525
Заслуженный зритель
14 мая 2024 в 19:20:39
ну у кого то весна и в декабре, конечно..
Ответить
Пожаловаться
|
nograf
Заслуженный зритель
16 мая 2024 в 22:58:26
покажите Котзиллу
Ответить
Пожаловаться
|
malikin
Постоянный зритель
17 мая 2024 в 05:16:01
Ответить
Пожаловаться
pavel2109IL
Заслуженный зритель
17 мая 2024 в 08:54:18
Спасибо, очень понравился фильм.
Ответить
Пожаловаться
|
mmak56
Заслуженный зритель
17 мая 2024 в 20:09:38
Ну почему мы все оказались в этом фильме?
Ответить
Пожаловаться
|
bassliner
Заслуженный зритель
17 мая 2024 в 20:17:05
снят хорошо, в принципе понравился, но предидущие голливудские фильмы про Годзиллу нам навязали, что он супер-герой и пробуждается когда надо замочить других монстров. а в этом фильме Годзилла праздно шатается по Японии и рушит и убивает. нет у него мотивов как-будто портить людям жизнь
Ответить
Пожаловаться
|
AngeL2uS
Заслуженный зритель
18 мая 2024 в 03:08:03
Не совсем понимаю, что тут кто нашел. Абсолютно посредственный фильм с весьма сомнительной актерской игрой, присущей японскому и корейскому кинопроизводству. Театральный драматизм, отдаляющий от погружения, бесконечно наивные сцены сражений против чучела в компьютерной обработке (морда Годзиллы весь фильм отсылала к воспоминаниям об "Улице Сезам", с этими бездушными, мертвыми шариками вместо глаз), японская культура актерской игры каждый раз вызывает нечто между улыбкой и "фейспалмом", а логика и последовательность событий в фильме напоминает сборник "кат-сцен" из какой-то игры, где надо было много уныло блуждать и выслушивать невнятные диалоги NPC за главного героя, чтобы получить в награду какое-то продвижение по сюжетной линии. Единственная сцена, которая действительно получилась неплохо - это отрыжка Годзиллы в городе с последующим взрывом. Больше там смотреть абсолютно не на что в 2024г. А вот звук в фильме получился на совсем другом качественном уровне, он слишком хорош для всего остального.
Да, это фильм старой школы, где никто тебя не отвлекает от сути необязательными для жанра постельными сценами, гендерным или расовым разнообразием и откровенно раздражающих факторов в нем нет, но, по-моему, нет и ничего яркого или привлекающего, нет харизматичности актеров главных ролей, нет зрелищности в сценах, нет сюжетных поворотов или интересного повествования, нет какого-либо креатива, нет совсем ничего, ради чего стоило бы это смотреть.
Ответить
Пожаловаться
|
Все комментарии (8)

Оставьте Ваш комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий или поставить оценку, Вы должны быть авторизованы на сайте.
Я молодец,
я нашел ошибку