«Снимайте, снимайте и еще раз снимайте!»
10 сентября 2020 г.
Оператор «Защищая Джейкоба» о создании атмосферы давящей тревоги и сложностях съемки мини-сериала
72-я церемония вручения главной телевизионной премии состоится уже совсем скоро, и, надо сказать, борьба за «Эмми» в этом году выдалась особенно захватывающей: в противостоянии столкнулись как новички индустрии, так и самые настоящие ветераны телевидения. Одним из номинантов стал Джонатан Фриман — оператор-постановщик, достижения которого неоднократно были отмечены Американской телевизионной академией. Фриман участвовал в создании эпопеи Дэвида Бениоффа и Д.Б. Уайсса, а также культовой драмы о байкерах «Сыны анархии». В этом году он получил номинацию в категории «Лучшая операторская работа в мини-сериале» за новый проект от онлайн-сервиса Apple TV+ «Защищая Джейкоба».
Психологический триллер о семье, которой пришлось пройти через ад после того, как сына обвинили в убийстве одноклассника, заслужил немало хвалебных отзывов и попал в топ-3 самых популярных шоу стриминговой платформы. Во многом это стало заслугой Фримана: вместе с постановщиком всех восьми эпизодов «Защищая Джейкоба» Мортеном Тильдумом главному оператору удалось воссоздать на экране удушающую атмосферу тревоги и дискомфорта и тем самым полноценно реализовать творческий замысел режиссера. В недавнем интервью Фриман рассказал о съемках одной из самых запоминающихся сцен в сериале, а также о том, каково это — эмоционально воздействовать на зрителей через образы и особые ракурсы съемки.
Многие фанаты шоу хотели бы работать в развлекательной индустрии, в частности, в сфере телевидения и кинематографа. Можете ли вы поделиться своим опытом и рассказать, какую роль на съемочной площадке играет оператор-постановщик?
Основная цель оператора-постановщика схожа с задачей режиссера — мы рассказываем историю. Операторы отвечают за визуальную часть повествования. Некоторые режиссеры точно знают, чего они хотят, вплоть до размера объектива. Другие же предпочитают выстраивать кадры и продумывать эстетические концепции вместе с главными операторами. В любом случае одна из основных обязанностей оператора-постановщика — подстроиться под режиссерский подход к визуальному стилю проекта. Больше всего свободы у операторов в постановке света, а это один из важнейших инструментов создания атмосферы.
Чем вас заинтересовал сериал «Защищая Джейкоба»?
У меня было множество причин, чтобы поучаствовать в съемках этого шоу. Во-первых, я большой фанат работ Мортена Тильдума. Пару лет назад мы с ним уже сотрудничали при создании рекламы, и с тех пор я надеялся, что когда-нибудь мне удастся поработать с ним над более длительным проектом. Мортен прислал мне первый вариант сценария, и, должен сказать, текст Марка Бомбэка был настолько захватывающим, что я прочитал все за один присест. Это было очень тонкое и глубокое произведение, успех которого зависел от множества нюансов исполнения. Когда Мортен сказал, что в съемках примут участие Крис Эванс, Мишель Докери и Джейден Мартелл, я был уже на крючке.
Последние годы вы занимались съемками «Игры престолов». Есть ли разница в работе над сериалом, наполненным массой визуальных эффектов, и над шоу наподобие «Защищая Джейкоба»?
Когда переносишь на экран фэнтезийную историю, много времени уделяется сотрудничеству с командой специалистов по визуальным эффектам. Никакой импровизации — разве что, если погода вдруг испортится или волки попадутся своенравные. В остальном же все спланировано до мелочей. При создании «Защищая Джейкоба» мы тесно работали с командой, занимающейся спецэффектами, только над финалом. Для этого мы с Мортеном провели тщательное исследование, подготавливая концепцию, раскадровку, предварительную визуализацию. К тому же нам необходимо было провести покадровую съемку на местности. Но в остальном подход был более традиционным: мы продумывали заранее только самые ключевые кадры и переходы.
Вы руководили операторской группой на протяжении съемок всех эпизодов «Защищая Джейкоба», в других же проектах вы занимали позицию главного оператора один-два раза за весь сезон. Какой формат для вас предпочтительнее?
Несмотря на то что я был одним из первых, кто начал разрабатывать визуальный стиль «Игры престолов», работа над подобным шоу — всегда коллаборация нескольких операторов. Мы придумываем некое общее видение, которое с каждым сезоном становится все более определенным. Создание лимитированного проекта, такого как «Защищая Джейкоба», больше похоже на съемку фильма. Когда снимаешь целиком начало, середину и концовку, у тебя появляется возможность завершить сюжетные арки с визуальной точки зрения.
Однако, как и при работе над полнометражными картинами, кто-то всегда может закончить их за тебя. Ближе к концу съемок на замену мне пришел Пол Ульвик Роксет. Нам очень повезло, так как он необычайно талантлив. У Пола есть свой фирменный стиль, но он мастерски уловил настроение, которое я задал с самого начала. Даже я иногда не понимаю, какую из сцен снимал я, а какую — он.
Как вы с режиссером подошли к разработке визуального стиля сериала?
Мы встретились и вместе прочитали сценарий в хронологическом порядке. Потом мы обсудили каждую сцену: лейтмотив, ключевые для шоу моменты и переходы. У нас была договоренность: если кто-то из нас упомянет сцену из того или иного фильма, мы должны отложить все свои дела, найти этот момент и вместе пересмотреть его. Это значительно удлинило процесс, но благодаря такому формату работы мы смогли создать свой собственный визуальный язык.
Какие же картины повлияли на создание «Защищая Джейкоба»?
Мы с Мортеном вдохновлялись «Майклом Клейтоном», «Таинственной рекой» и ставшим классикой криминального детектива фильмом «Семь». Также в разговорах неоднократно всплывали ленты Ингмара Бергмана и Романа Полански. Мортен настаивал на том, чтобы зрители знакомились с сюжетом через взгляд героев на происходящее, поэтому больше всего на сериал повлияли ленты, основанные на субъективном восприятии реальности персонажами.
Говорят, что «Защищая Джейкоба» снимался как полнометражный фильм с нешуточным хронометражем в восемь часов: за один день вы могли перескочить от одной из первых сцен к заключительной серии.
Да, это правда. Мы могли снимать сцену из первого эпизода утром, а уже после обеда перейти к работе над финалом. Мортен обладает необыкновенной способностью удерживать в голове каждую деталь. Только представьте — 450 страниц сценария! Он не только напоминал всем, где мы начали и на чем остановились, но и в любой момент готов был ответить на вопросы актеров по поводу характера и истории их персонажей.
С какими трудностями съемочной группе пришлось столкнуться из-за такого метода?
Я думаю, сложнее всего было выделить и запомнить главную мысль каждой сцены, даже если мы ничего не снимали в промежутке между ними. Это, конечно, встречается в любых проектах, но когда работаешь над материалом длиной в восемь часов, проблема усугубляется. Мне кажется, актерам было труднее всего, но они справились с нагрузкой, до последнего вживаясь в роли и рассказывая истории своих героев.
Сцены с присяжными, Энди и Нилом в корне отличаются от моментов шоу, посвященных разбирательству дела Джейкоба. Создается ощущение, что авторы сериала решили забраться к зрителям в голову, рассказывая, кем раньше был Энди Барбер. Как вам удалось задать такое настроение?
Я рад, что вы заметили! Для актеров это был настоящий марафон: им пришлось запомнить более 50 страниц диалогов, распределенных по восьми эпизодам. И все это за три съемочных дня! Но Крис и Пабло великолепно справились с задачей. Так как Энди стал источником всей истории, зрители должны были побывать в его голове: все нити сошлись благодаря моментам, связанным с этим персонажем. Для создания атмосферы интимности мы решили снять несколько крупных планов необычным способом — сантиметров на пять выше линии глаз. Такой прием мы использовали и в других сценах, чтобы лучше передать точку зрения того или иного персонажа. Игра Криса по-настоящему поразительна: он увлекает зрителей за собой и не отпускает, погружая их в личность Энди.
Какими сценами в «Защищая Джейкоба» вы гордитесь больше всего?
Я не могу назвать какой-то конкретный момент. Но я очень горжусь тем, что после многих часов, которые мы с Мортеном провели за чтением сценария и просмотром роликов, мы никогда не отступали от разработанной нами системы. Обычно исследования, проведенные перед началом съемок, остаются на уровне идей, к которым ты иногда обращаешься по мере необходимости. Однако мы остались верны нашему плану — рассказать историю краха обычной семьи с точки зрения главных героев, опираясь на их субъективное восприятие. И это сработало на все сто процентов: нам удалось передать зрителям ощущение внутренней напряженности, лежащее в основе проекта.
Дадите совет начинающим операторам?
Снимайте, снимайте и еще раз снимайте. Вы можете изучать операторское дело в теории сколько угодно, но научиться получится только путем проб и ошибок. Когда я начинал, в производстве были почти одни только фильмы — это гораздо более затратное дело. Сейчас создать контент и представить его на профессиональной платформе проще, чем когда-либо.
Источник: Nerds and Beyond
Психологический триллер о семье, которой пришлось пройти через ад после того, как сына обвинили в убийстве одноклассника, заслужил немало хвалебных отзывов и попал в топ-3 самых популярных шоу стриминговой платформы. Во многом это стало заслугой Фримана: вместе с постановщиком всех восьми эпизодов «Защищая Джейкоба» Мортеном Тильдумом главному оператору удалось воссоздать на экране удушающую атмосферу тревоги и дискомфорта и тем самым полноценно реализовать творческий замысел режиссера. В недавнем интервью Фриман рассказал о съемках одной из самых запоминающихся сцен в сериале, а также о том, каково это — эмоционально воздействовать на зрителей через образы и особые ракурсы съемки.
Многие фанаты шоу хотели бы работать в развлекательной индустрии, в частности, в сфере телевидения и кинематографа. Можете ли вы поделиться своим опытом и рассказать, какую роль на съемочной площадке играет оператор-постановщик?
Основная цель оператора-постановщика схожа с задачей режиссера — мы рассказываем историю. Операторы отвечают за визуальную часть повествования. Некоторые режиссеры точно знают, чего они хотят, вплоть до размера объектива. Другие же предпочитают выстраивать кадры и продумывать эстетические концепции вместе с главными операторами. В любом случае одна из основных обязанностей оператора-постановщика — подстроиться под режиссерский подход к визуальному стилю проекта. Больше всего свободы у операторов в постановке света, а это один из важнейших инструментов создания атмосферы.
Чем вас заинтересовал сериал «Защищая Джейкоба»?
У меня было множество причин, чтобы поучаствовать в съемках этого шоу. Во-первых, я большой фанат работ Мортена Тильдума. Пару лет назад мы с ним уже сотрудничали при создании рекламы, и с тех пор я надеялся, что когда-нибудь мне удастся поработать с ним над более длительным проектом. Мортен прислал мне первый вариант сценария, и, должен сказать, текст Марка Бомбэка был настолько захватывающим, что я прочитал все за один присест. Это было очень тонкое и глубокое произведение, успех которого зависел от множества нюансов исполнения. Когда Мортен сказал, что в съемках примут участие Крис Эванс, Мишель Докери и Джейден Мартелл, я был уже на крючке.
Последние годы вы занимались съемками «Игры престолов». Есть ли разница в работе над сериалом, наполненным массой визуальных эффектов, и над шоу наподобие «Защищая Джейкоба»?
Когда переносишь на экран фэнтезийную историю, много времени уделяется сотрудничеству с командой специалистов по визуальным эффектам. Никакой импровизации — разве что, если погода вдруг испортится или волки попадутся своенравные. В остальном же все спланировано до мелочей. При создании «Защищая Джейкоба» мы тесно работали с командой, занимающейся спецэффектами, только над финалом. Для этого мы с Мортеном провели тщательное исследование, подготавливая концепцию, раскадровку, предварительную визуализацию. К тому же нам необходимо было провести покадровую съемку на местности. Но в остальном подход был более традиционным: мы продумывали заранее только самые ключевые кадры и переходы.
Вы руководили операторской группой на протяжении съемок всех эпизодов «Защищая Джейкоба», в других же проектах вы занимали позицию главного оператора один-два раза за весь сезон. Какой формат для вас предпочтительнее?
Несмотря на то что я был одним из первых, кто начал разрабатывать визуальный стиль «Игры престолов», работа над подобным шоу — всегда коллаборация нескольких операторов. Мы придумываем некое общее видение, которое с каждым сезоном становится все более определенным. Создание лимитированного проекта, такого как «Защищая Джейкоба», больше похоже на съемку фильма. Когда снимаешь целиком начало, середину и концовку, у тебя появляется возможность завершить сюжетные арки с визуальной точки зрения.
Однако, как и при работе над полнометражными картинами, кто-то всегда может закончить их за тебя. Ближе к концу съемок на замену мне пришел Пол Ульвик Роксет. Нам очень повезло, так как он необычайно талантлив. У Пола есть свой фирменный стиль, но он мастерски уловил настроение, которое я задал с самого начала. Даже я иногда не понимаю, какую из сцен снимал я, а какую — он.
Как вы с режиссером подошли к разработке визуального стиля сериала?
Мы встретились и вместе прочитали сценарий в хронологическом порядке. Потом мы обсудили каждую сцену: лейтмотив, ключевые для шоу моменты и переходы. У нас была договоренность: если кто-то из нас упомянет сцену из того или иного фильма, мы должны отложить все свои дела, найти этот момент и вместе пересмотреть его. Это значительно удлинило процесс, но благодаря такому формату работы мы смогли создать свой собственный визуальный язык.
Какие же картины повлияли на создание «Защищая Джейкоба»?
Мы с Мортеном вдохновлялись «Майклом Клейтоном», «Таинственной рекой» и ставшим классикой криминального детектива фильмом «Семь». Также в разговорах неоднократно всплывали ленты Ингмара Бергмана и Романа Полански. Мортен настаивал на том, чтобы зрители знакомились с сюжетом через взгляд героев на происходящее, поэтому больше всего на сериал повлияли ленты, основанные на субъективном восприятии реальности персонажами.
Говорят, что «Защищая Джейкоба» снимался как полнометражный фильм с нешуточным хронометражем в восемь часов: за один день вы могли перескочить от одной из первых сцен к заключительной серии.
Да, это правда. Мы могли снимать сцену из первого эпизода утром, а уже после обеда перейти к работе над финалом. Мортен обладает необыкновенной способностью удерживать в голове каждую деталь. Только представьте — 450 страниц сценария! Он не только напоминал всем, где мы начали и на чем остановились, но и в любой момент готов был ответить на вопросы актеров по поводу характера и истории их персонажей.
С какими трудностями съемочной группе пришлось столкнуться из-за такого метода?
Я думаю, сложнее всего было выделить и запомнить главную мысль каждой сцены, даже если мы ничего не снимали в промежутке между ними. Это, конечно, встречается в любых проектах, но когда работаешь над материалом длиной в восемь часов, проблема усугубляется. Мне кажется, актерам было труднее всего, но они справились с нагрузкой, до последнего вживаясь в роли и рассказывая истории своих героев.
Сцены с присяжными, Энди и Нилом в корне отличаются от моментов шоу, посвященных разбирательству дела Джейкоба. Создается ощущение, что авторы сериала решили забраться к зрителям в голову, рассказывая, кем раньше был Энди Барбер. Как вам удалось задать такое настроение?
Я рад, что вы заметили! Для актеров это был настоящий марафон: им пришлось запомнить более 50 страниц диалогов, распределенных по восьми эпизодам. И все это за три съемочных дня! Но Крис и Пабло великолепно справились с задачей. Так как Энди стал источником всей истории, зрители должны были побывать в его голове: все нити сошлись благодаря моментам, связанным с этим персонажем. Для создания атмосферы интимности мы решили снять несколько крупных планов необычным способом — сантиметров на пять выше линии глаз. Такой прием мы использовали и в других сценах, чтобы лучше передать точку зрения того или иного персонажа. Игра Криса по-настоящему поразительна: он увлекает зрителей за собой и не отпускает, погружая их в личность Энди.
Какими сценами в «Защищая Джейкоба» вы гордитесь больше всего?
Я не могу назвать какой-то конкретный момент. Но я очень горжусь тем, что после многих часов, которые мы с Мортеном провели за чтением сценария и просмотром роликов, мы никогда не отступали от разработанной нами системы. Обычно исследования, проведенные перед началом съемок, остаются на уровне идей, к которым ты иногда обращаешься по мере необходимости. Однако мы остались верны нашему плану — рассказать историю краха обычной семьи с точки зрения главных героев, опираясь на их субъективное восприятие. И это сработало на все сто процентов: нам удалось передать зрителям ощущение внутренней напряженности, лежащее в основе проекта.
Дадите совет начинающим операторам?
Снимайте, снимайте и еще раз снимайте. Вы можете изучать операторское дело в теории сколько угодно, но научиться получится только путем проб и ошибок. Когда я начинал, в производстве были почти одни только фильмы — это гораздо более затратное дело. Сейчас создать контент и представить его на профессиональной платформе проще, чем когда-либо.
Источник: Nerds and Beyond
Читайте также
Последние комментарии
Все комментарии (7)
Все комментарии (7)
Painio
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
11 сентября 2020 в 14:21:39
В книге есть ответ. Джейкоб на курорте убил ещё одну девушку (в сериале она осталась живой).
†...Whispers In The Dark...†™
в ответ на комментарий
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
11 сентября 2020 в 14:56:15
Я так и думал) Спасибо, что сообщили.
Shaman01
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
26 сентября 2020 в 23:57:35
Очень интересный сериал и далеко не скучный игра актеров на самом высшем уровне, каждая реплики и мимика герояв просто великолепна, по сравнению с нашим выпскаемым гавном это просто шедевр, чтобы кто не говорил
Оставьте Ваш комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий или поставить оценку, Вы должны быть авторизованы на сайте.
Заслуженный зритель