Клоун как концепция
28 декабря 2024 г.
Осторожно, возможны спойлеры!
Разбираем финал второго «Джокера»
Фильм Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» меняет представление о личности Артура Флэка (Хоакин Феникс) и фактически переворачивает предыдущую картину, вышедшего в 2019-м «Джокера», с ног на голову. Сиквел вызвал неоднозначные отзывы как профессионального сообщества критиков, так и аудитории, во многом из-за его кажущегося нелогичным финала. Попробуем разобраться, что смутило зрителей в продолжении, и, возможно, аккуратно оправдать некоторые сценарные ходы сиквела.
В концовке оригинала, напомним, Джокер хладнокровно пристрелил Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро) в прямом эфире национального ТВ, спровоцировав революцию в Готэме, которая привела к гибели Томаса и Марты Уэйнов. Казалось бы, логически законченное повествование не предполагало продолжения, но новый фильм Филлипса — высокобюджетное музыкальное продолжение истории Джокера — позволило под другим углом взглянуть на грани личности Артура, а заодно и на историю появления Харли Квин.
Несмотря на некоторые намеки на вселенную DC с молодым Бэтменом и старым Джокером, «Джокер 2» перечеркивает все шансы на их возможную битву. Артур Флэк в последний раз проявляется как Джокер во время суда, на котором, к удивлению многих, отказывается от этой своей субличности после того, как охранники Аркхэма морально его ломают. Неудивительно, что этот ход никому не понравился, ведь что было бы со вселенной супергероев и суперзлодеев, если бы в каждом подобном проекте Бэтмен, например, отказывался спасать мир, а Танос бы внезапно передумал разрушать его?..
Добавим также, что до отречения от своего альтер-эго Артур использовал личность Джокера не только потому, что это подтверждало теорию о его невиновности «по причине сумасшествия», но и потому, что Джокер был для него убежищем в кризисные времена. В образе Джокера Артур высмеивал закон и находил поддержку у своих последователей. Однако со временем его чувство вины становилось все тяжелее — и именно оно вынудило Артура внезапно перестать защищаться в разгар судебного процесса и признать вину перед судьей и присяжными (да еще и огорошить их сообщением об убийстве матери). С этого момента начался обратный отсчет времени до неминуемой смерти Артура, которого в итоге постигла та же участь, что и Мюррея Франклина: смерть от руки незнакомца, который стал одержим им и почувствовал себя преданным из-за его слов на ТВ. Круг замкнулся.
Признав вину и таким образом потеряв шанс покинуть Аркхэм, Артур, как видно даже по его усилившейся сутулости и потухшему взгляду, смирился со своей участью. Он спокойно смотрит мультфильмы с другими заключенными и теми же охранниками, что его мучили, но при этом больше не предается диким фантазиям. Вдруг ему сообщают, что к нему пришел посетитель, однако прежде чем Артур успевает узнать, кто это, другой заключенный останавливает его в коридоре, рассказывает анекдот и убивает.
Жестоко, но молодой зэк (его играет Коннор Сторри, который по поводу неуспеха фильма в прокате заявил, что «у Филлипса есть яйца») использует почти те же слова, что и Артур, когда казнил Франклина. После того как Флэк велит парню побыстрей рассказать анекдот — предположительно потому, что он надеется, что посетителем окажется Харли, — тот начинает вещать о клоуне, психопате, разочаровании и возмездии. Разочарование в герое — вот настоящая причина убийства. Артур, отказавшийся от личности Джокера, перестал воодушевлять своих последователей, и они озлобились на него.
Те же чувства испытывает Харли, когда бросает Флэка сразу после того, как он отказался от личности Джокера. Артур все еще надеется, что сможет помириться с ней, и пытается вернуть ее доверие, спев пронзительную песню по телефону. Он также отказывается от помощи своих последователей — чтобы воссоединиться с Харли и сбежать с ней из Готэма. Однако та уезжает одна, поскольку обыкновенный, несчастный, Артур-неудачник ей неинтересен. В этом главное противоречие их недолгого романа, ведь Флэк наконец понял, что Джокер — подделка, фейк, который ему навязали и ждут, что он будет соответствовать. Сам же несчастный мужчина больше не желает быть идолом поневоле, он хочет быть только тем, кто он есть.
Поначалу бомба, разрушившая здание суда, ошибочно может казаться частью плана, призванного помочь Артуру сбежать, однако заметим, что взрыв происходит вскоре после того, как Флэк публично отказывается от своего альтер-эго. Последствия же взрыва доказывают, что поклонники Джокера никогда не заботились об Артуре, ведь он мог легко погибнуть под обломками здания. Сторонникам Джокера нужен был лишь выход для агрессии и их бессмысленной жажды крови.
Пациент Аркхэма, зарезавший Артура, также олицетворяет бесцельную натуру этих людей. Убийца, очевидно, равняется на Джокера и хочет продолжить его наследие, но видит в Артуре помеху для полного раскрытия потенциала суперзлодея. Он воспринимает отход Артура от образа Джокера как предательство и решает от него избавиться, чтобы потом занять его место. Об этом говорит тот факт, что сразу после убийства парень вырезает себе на лице клоунскую улыбку. Таким образом, Джокер теперь существует как концепция.
Сам Филлипс говорит о концовке фильма так: «Когда суд над Джокером подходит к концу, Артур решает признаться во всем, что он сделал, в том числе рассказать, как он убил свою мать. Он понял, что все настолько сломано, что никогда не исправится, и единственный способ хоть что-то изменить — сжечь все дотла». Флэк осознает, что не хотел быть Джокером, а может, и никогда им не был, и теперь хочет уйти на своих условиях, как Артур. «В том, как Харли Квин относится к Артуру и его статусу ничтожества, тоже есть своя печаль. В частности, она ни разу не называет его по имени, пока не оставляет его на тех же ступенях, на которых он танцевал в первом фильме», — говорит режиссер. Та, которая, как думал Артур, любила его, любила только того, кем он казался, и никогда — того, кем он был на самом деле.
Есть ли надежда на продолжение франшизы? Скорее нет. Главная причина притягательной силы обоих фильмов о Джокере — то, как Хоакин Феникс воплощает этот образ и придает ему гораздо больше нюансов и глубины, чем это мог бы сделать кто-то другой. Когда Артура убивают, возникает ощущение, что шанс на третий фильм трилогии умер вместе с ним. История больше не будет принадлежать Флэку, а все потенциальные последующие «Джокеры» имеют шанс на существование лишь как развитие самой концепции, но не конкретно этого персонажа.
Источник: ScreenRant
В концовке оригинала, напомним, Джокер хладнокровно пристрелил Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро) в прямом эфире национального ТВ, спровоцировав революцию в Готэме, которая привела к гибели Томаса и Марты Уэйнов. Казалось бы, логически законченное повествование не предполагало продолжения, но новый фильм Филлипса — высокобюджетное музыкальное продолжение истории Джокера — позволило под другим углом взглянуть на грани личности Артура, а заодно и на историю появления Харли Квин.
Несмотря на некоторые намеки на вселенную DC с молодым Бэтменом и старым Джокером, «Джокер 2» перечеркивает все шансы на их возможную битву. Артур Флэк в последний раз проявляется как Джокер во время суда, на котором, к удивлению многих, отказывается от этой своей субличности после того, как охранники Аркхэма морально его ломают. Неудивительно, что этот ход никому не понравился, ведь что было бы со вселенной супергероев и суперзлодеев, если бы в каждом подобном проекте Бэтмен, например, отказывался спасать мир, а Танос бы внезапно передумал разрушать его?..
Добавим также, что до отречения от своего альтер-эго Артур использовал личность Джокера не только потому, что это подтверждало теорию о его невиновности «по причине сумасшествия», но и потому, что Джокер был для него убежищем в кризисные времена. В образе Джокера Артур высмеивал закон и находил поддержку у своих последователей. Однако со временем его чувство вины становилось все тяжелее — и именно оно вынудило Артура внезапно перестать защищаться в разгар судебного процесса и признать вину перед судьей и присяжными (да еще и огорошить их сообщением об убийстве матери). С этого момента начался обратный отсчет времени до неминуемой смерти Артура, которого в итоге постигла та же участь, что и Мюррея Франклина: смерть от руки незнакомца, который стал одержим им и почувствовал себя преданным из-за его слов на ТВ. Круг замкнулся.
Признав вину и таким образом потеряв шанс покинуть Аркхэм, Артур, как видно даже по его усилившейся сутулости и потухшему взгляду, смирился со своей участью. Он спокойно смотрит мультфильмы с другими заключенными и теми же охранниками, что его мучили, но при этом больше не предается диким фантазиям. Вдруг ему сообщают, что к нему пришел посетитель, однако прежде чем Артур успевает узнать, кто это, другой заключенный останавливает его в коридоре, рассказывает анекдот и убивает.
Жестоко, но молодой зэк (его играет Коннор Сторри, который по поводу неуспеха фильма в прокате заявил, что «у Филлипса есть яйца») использует почти те же слова, что и Артур, когда казнил Франклина. После того как Флэк велит парню побыстрей рассказать анекдот — предположительно потому, что он надеется, что посетителем окажется Харли, — тот начинает вещать о клоуне, психопате, разочаровании и возмездии. Разочарование в герое — вот настоящая причина убийства. Артур, отказавшийся от личности Джокера, перестал воодушевлять своих последователей, и они озлобились на него.
Те же чувства испытывает Харли, когда бросает Флэка сразу после того, как он отказался от личности Джокера. Артур все еще надеется, что сможет помириться с ней, и пытается вернуть ее доверие, спев пронзительную песню по телефону. Он также отказывается от помощи своих последователей — чтобы воссоединиться с Харли и сбежать с ней из Готэма. Однако та уезжает одна, поскольку обыкновенный, несчастный, Артур-неудачник ей неинтересен. В этом главное противоречие их недолгого романа, ведь Флэк наконец понял, что Джокер — подделка, фейк, который ему навязали и ждут, что он будет соответствовать. Сам же несчастный мужчина больше не желает быть идолом поневоле, он хочет быть только тем, кто он есть.
Поначалу бомба, разрушившая здание суда, ошибочно может казаться частью плана, призванного помочь Артуру сбежать, однако заметим, что взрыв происходит вскоре после того, как Флэк публично отказывается от своего альтер-эго. Последствия же взрыва доказывают, что поклонники Джокера никогда не заботились об Артуре, ведь он мог легко погибнуть под обломками здания. Сторонникам Джокера нужен был лишь выход для агрессии и их бессмысленной жажды крови.
Пациент Аркхэма, зарезавший Артура, также олицетворяет бесцельную натуру этих людей. Убийца, очевидно, равняется на Джокера и хочет продолжить его наследие, но видит в Артуре помеху для полного раскрытия потенциала суперзлодея. Он воспринимает отход Артура от образа Джокера как предательство и решает от него избавиться, чтобы потом занять его место. Об этом говорит тот факт, что сразу после убийства парень вырезает себе на лице клоунскую улыбку. Таким образом, Джокер теперь существует как концепция.
Сам Филлипс говорит о концовке фильма так: «Когда суд над Джокером подходит к концу, Артур решает признаться во всем, что он сделал, в том числе рассказать, как он убил свою мать. Он понял, что все настолько сломано, что никогда не исправится, и единственный способ хоть что-то изменить — сжечь все дотла». Флэк осознает, что не хотел быть Джокером, а может, и никогда им не был, и теперь хочет уйти на своих условиях, как Артур. «В том, как Харли Квин относится к Артуру и его статусу ничтожества, тоже есть своя печаль. В частности, она ни разу не называет его по имени, пока не оставляет его на тех же ступенях, на которых он танцевал в первом фильме», — говорит режиссер. Та, которая, как думал Артур, любила его, любила только того, кем он казался, и никогда — того, кем он был на самом деле.
Есть ли надежда на продолжение франшизы? Скорее нет. Главная причина притягательной силы обоих фильмов о Джокере — то, как Хоакин Феникс воплощает этот образ и придает ему гораздо больше нюансов и глубины, чем это мог бы сделать кто-то другой. Когда Артура убивают, возникает ощущение, что шанс на третий фильм трилогии умер вместе с ним. История больше не будет принадлежать Флэку, а все потенциальные последующие «Джокеры» имеют шанс на существование лишь как развитие самой концепции, но не конкретно этого персонажа.
Источник: ScreenRant
Читайте также
Последние комментарии
Все комментарии (19)
Все комментарии (19)
еще 6
комментариев
Baylot
в ответ на комментарий
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
31 декабря 2024 в 17:01:10
Гага.. ошибся. пьяный был ))))) Обе страшненькие. я их путаю.
Jim Beam
в ответ на комментарий
barmaleyyyy | Заслуженный зритель
barmaleyyyy | Заслуженный зритель
31 декабря 2024 в 19:10:20
У Серовой немного другое амплуа, вообще среди известных топовых актрис на которых точил свой карандаш (а я точу его исправно) не замечал хоть одну чем-то похожую на Харли Квин. Акробаток много, но так чтобы были доминантками - нет ни одной, вся их акробатика уходит на веревки.
WallE71
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
28 декабря 2024 в 20:35:45
Фильм разочарование и отстой года, даже века. Буээээ. Как это развидеть?
CruelH
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
29 декабря 2024 в 11:51:19
Обе части фильма лютейшее дерьмо. Просто дно кинематографа. Такой позор нельзя в прокат выпускать. Фильм для быдла.
pavel2109IL
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
29 декабря 2024 в 16:32:30
Кино для пенсионеров, песнопения постоянные. Если вырезать все эти песнопения то нормальный фильм будет.
Им снимать не о чем было так напихали мюзикл во все щели.
Первый был в тысячу раз лучше
Им снимать не о чем было так напихали мюзикл во все щели.
Первый был в тысячу раз лучше
Eternal_Flame1
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
30 декабря 2024 в 00:01:23
В первом танцы были "напиханы". Но никто не жаловался.
Флек - псих. Эти песни и шоу - иллюзорный мир в его голове.
Как раз только пенсионер с заржавевшими мозгами может в этих песнях увидеть лишь песни.
А это - его свобода, его мечты, его стремления, внутренние переживания, уход от проблем реальности.
Если их выкинуть - останется меньше половины сути. Вся драма и эмоции в противопоставлении суровой реальности, где Флек ощущает себя ненужным, и идеального для него клоунского шоу с песнями.
Сказать, что "песни напихали во все щели, потому что снимать не о чем было", это как сказать, что Лабиринт Фавна мог быть "нормальным фильмом про войну", но Гильермо Дель Торо "не о чем было снимать", и он "напихал сказочки во все щели" и фильм получился "для детского сада".
Флек - псих. Эти песни и шоу - иллюзорный мир в его голове.
Как раз только пенсионер с заржавевшими мозгами может в этих песнях увидеть лишь песни.
А это - его свобода, его мечты, его стремления, внутренние переживания, уход от проблем реальности.
Если их выкинуть - останется меньше половины сути. Вся драма и эмоции в противопоставлении суровой реальности, где Флек ощущает себя ненужным, и идеального для него клоунского шоу с песнями.
Сказать, что "песни напихали во все щели, потому что снимать не о чем было", это как сказать, что Лабиринт Фавна мог быть "нормальным фильмом про войну", но Гильермо Дель Торо "не о чем было снимать", и он "напихал сказочки во все щели" и фильм получился "для детского сада".
pavel2109IL
в ответ на комментарий
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
31 декабря 2024 в 22:13:17
Этот фильм для очень ограниченной аудитории. Несмотря на то что я не сторонник фильмов вроде Деад Пул и Росомаха, но я бы был бы рад, если бы всю эту песнопению снемли, а она походу добрую половину фильма занимает, и вместо нее сняли конфликт джокера с бэтманом или например этапы становления джокера как главы преступников Готема. Было бы значительнее интереснее, и не надо было бы прокручивать бегунок при просмотре.
Eternal_Flame1
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
29 декабря 2024 в 23:38:42
Второй фильм ничего не меняет и не переворачивает.
Флек никогда Джокером не был.
Он не силен физически, не обладает никакими навыками и умениями, подобающими потенциальному королю преступного мира. Обращаться с оружием умеет на уровне простого обывателя. Интеллект - средний. По возрасту он не молод и прокачиваться в этом ему поздновато. К моменту превращения Брюса в Бэтмена он бы уже на пенсию вышел.
Ему удается убивать только безоружных, и лишь потому, что те не ждут от него нападения. От полиции он может только убегать, да и то бы не получилось, если б не толпа бунтовщиков, в которой удавалось прятаться.
Он не бунтарь, не хаос, не убивает ради веселья, он просто вершил личную месть.
Но бунтующие увидели в нем символ и пример для подражания.
Во втором фильме все ровно то же самое. Он продолжает ту же линию и ту же концепцию.
Флек никогда Джокером не был.
Он не силен физически, не обладает никакими навыками и умениями, подобающими потенциальному королю преступного мира. Обращаться с оружием умеет на уровне простого обывателя. Интеллект - средний. По возрасту он не молод и прокачиваться в этом ему поздновато. К моменту превращения Брюса в Бэтмена он бы уже на пенсию вышел.
Ему удается убивать только безоружных, и лишь потому, что те не ждут от него нападения. От полиции он может только убегать, да и то бы не получилось, если б не толпа бунтовщиков, в которой удавалось прятаться.
Он не бунтарь, не хаос, не убивает ради веселья, он просто вершил личную месть.
Но бунтующие увидели в нем символ и пример для подражания.
Во втором фильме все ровно то же самое. Он продолжает ту же линию и ту же концепцию.
Eternal_Flame1
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
29 декабря 2024 в 23:52:44
"С этого момента начался обратный отсчет времени до неминуемой смерти Артура, которого в итоге постигла та же участь, что и Мюррея Франклина: смерть от руки незнакомца, который стал одержим им и почувствовал себя преданным из-за его слов на ТВ. Круг замкнулся."
Про "круг замкнулся" - согласен. А отсчет начался с первого убийства в первом фильме.
Флек - не крут абсолютно ни в чем. Мнимый "Джокер", которым он себя воображает, дает ему временное ощущение крутости, безнаказанности и вседозволенности. Но реально никакого "Джокера" в нем нет и не было. И лишь дело времени, когда толпа тех, кто им восторгается и видит в нем пример для подражания, наконец, разглядит, что их кумир - фальшивка. Можно было продолжать носить маску и оттягивать этот неизбежный момент еще, но рано или поздно то, что это лишь маска - разглядели бы.
В остальном - совершенно верно. Второй фильм - это отражение первого фильма в кривом зеркале.
Про "круг замкнулся" - согласен. А отсчет начался с первого убийства в первом фильме.
Флек - не крут абсолютно ни в чем. Мнимый "Джокер", которым он себя воображает, дает ему временное ощущение крутости, безнаказанности и вседозволенности. Но реально никакого "Джокера" в нем нет и не было. И лишь дело времени, когда толпа тех, кто им восторгается и видит в нем пример для подражания, наконец, разглядит, что их кумир - фальшивка. Можно было продолжать носить маску и оттягивать этот неизбежный момент еще, но рано или поздно то, что это лишь маска - разглядели бы.
В остальном - совершенно верно. Второй фильм - это отражение первого фильма в кривом зеркале.
Shad_Tkhom
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
Вчера в 07:27:01
Будет третья часть - как идея порождает насилие и зло. Появление "подражателя". И что-то подобное было в реальности - недавние погромы в США из-за обдолбаного наркоши, когда почти всю страну поставили на уши фактически из-за одной мрази.
Оставьте Ваш комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий или поставить оценку, Вы должны быть авторизованы на сайте.
Заслуженный зритель